Аудит юзабилити сайта


Всю работу по аудиту и анализу юзабилити можно разделить на несколько глобальных этапов: сбор данныхоценку данныхвнедрение и проверку выводов.

1. Сбор данных

Для начала нужна статистика. Только обладая конкретными данными, можно делать выводы. Самый простой и лучший способ получить статистику посещений – это поставить счетчик Google Analytics.

Несколько недель сбора информации и можно смотреть на общие тенденции в поведении пользователей. Что более всего нас должно интересовать: показатель отказов, количество просмотров страниц, источники трафика, ключевые слова, география посетителей, целевые страницы, страницы выхода. Можно сравнивать общую динамику по нашему сайту с динамикой в данной области (Бенчмаркинг).

Если потребуется получить более сложные данные по поведению посетителей сайта, то можно к сбору данных присоединить и систему отслеживания кликов пользователей. Есть разного рода платные сервисы для этого, но лучше воспользоваться ClickHeat  - бесплатно и эффективно. Это позволит нам больше узнать о том, насколько глубоко пользователи рассматривают информацию, что их привлекает.

2. Оценка данных

Есть разные подходы к оценке результатов: Карты сортировка, Контекстуальные интервью, Фокус-группы, Эвристической оценки, Индивидуальное интервью, Экспертные оценки и т.д. У всех есть свои достоинства и недостатки, но нужно понимать, что любой из методов только приближает нас к нашим целям и не гарантирует 100% попадания. А вот сама постановка целей может обеспечить высокую отдачу. Поэтому анализ данных должен проводиться с ориентацией на конкретные установки и рекомендации, получаемые , как результат анализа, рекомендации должны способствовать достижению целей.

По возможности (это не всегда технически возможно), в процессе оценки данных, должны анализироваться данные конкурентов и/или данные по целевым сайтам. Для этого можно использовать открытые источники информации, отраслевые обзоры или исследования и т.д.

3. Внедрение и проверка выводов

После анализа, будь то глубокий с использованием фокус групп или экспертный, нужно начинать внедрять изменения в сайт (дизайн, тексты, графические элементы и т.д.). Но лучшая фокус-группа - это посетители самого сайта. Трудно точно прогнозировать поведение, потому что мы, по большому счету, не можем рассчитывать на среднестатистическую логику. Но мы можем сделать несколько вариантов подачи материала и посмотреть, как пользователи будут реагировать на каждый из вариантов. Для этого есть Google Website Optimizer. Выстраивая через этот инструмент разные версии подачи информации, мы можем подобрать наиболее эффективный из вариантов.

Чаще всего аудит юзабилити сайта является одной из комплекса задач связанных с созданием сайта, его продвижением и/или повышением конверсии/лояльности посетителей.

Наша компания успешно решает эти задачи, как в комплексе, так и по отдельности.

 См. также Функциональный подход к аудиту юзабилити сайта (pdf, 158 Kbt) ,Элементы комплексной стратегии присутствия в сети Интернет (pdf, 142 Kbt)